Одними из главных и всемирно известных достопримечательностей Санкт-Петербурга являются его реки и каналы, а также их гранитные набережные и мосты — большие невские разводные и многочисленные неразводные. Есть города, где протекают более глубокие и широкие реки, где больше каналов и водотоков, и где мостов так же больше, чем в Санкт-Петербурге, но, нигде они вместе не играют такой роли в формировании общего облика и атмосферы, как в Санкт-Петербурге. История строительства мостов, сооружения каналов, возведение набережных и иных сложных гидротехнических и искусственных сооружений — это история становления и развития отечественной инженерной школы, строительной и транспортной науки.
Не менее интересной и сложной является задача грамотной длительной эксплуатации и сохранения мостов и как элементов транспортной инфраструктуры, и как образцов и памятников инженерного искусства. В Санкт-Петербурге этим занимается специализированная организация Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие «Мостотрест», отмечающее в 2022 году свое 90-летие.
В строительстве петербургских мостов принимали участие крупнейшие отечественные инженеры и архитекторы. Именно им мы обязаны не только возникновением многих шедевров инженерной мысли, но и сохранением их для потомков. В городе с момента основания формировалась система надзора и ухода за мостами. В свое время сам Петр I строго спрашивал с генерал-губернатора Петербурга за исправность мостов. Долгое время за исправностью петербургских мостов следила полиция. В XIX веке этим стали заниматься городские выборные и административные органы — городская дума и управа.
Для эффективного ведения хозяйственной деятельности при городской управе были организованы исполнительные комиссии, курирующие сферы деятельности общественного управления. Техническо-строительный надзор осуществлялся созданным в 1872 году строительным отделением городской управы, в обязанности которого входила, в том числе, и эксплуатация мостов. В работе строительного отделения принимали участие такие известные специалисты, как М. Ф. Андерсин, В. А. Берс, А. П. Пшеницкий, А. И. Штукенберг. В качестве экспертов привлекались ведущие инженеры и архитекторы — В. П. Апышков, Н. А. Белелюбский, П. Н. Вознесенский, Ф. Г. Зброжек, Л. А. Ильин, Е. К. Кнорре, Г. Г. Кривошеин, С. К. Куницкий, Г. Н. Соловьев и другие.
Революционные события 1917 года и преобразование страны из Российской империи в Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (1918−1922), а с 1922 года — в Союз Советских Социалистических Республик, полностью изменили всю систему организации экономики страны, в том числе, в области строительства и городского хозяйства. Существовавший механизм функционирования хозяйства города первоначально был нарушен Первой мировой войной, а экономические и социальные эксперименты после 1917 года привели к его развалу.
После революции постепенно сложилась новая система содержания и эксплуатации городских мостов и набережных, которая в 1932 году была официально оформлена образованием Ленинградского Коммунального треста хозяйства мостов и набережных «Ленмосттрест». После многочисленных реформирований «Ленмосттрест», в настоящее время, превратился в современную высокотехнологичную организацию — Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Мостотрест», занимающееся всеми видами технического обслуживания подавляющего числа городских инженерных сооружений — мостов, набережных, транспортных развязок, водопропускных труб и других искусственных транспортных объектов. Некоторые искусственные сооружения, например, небольшие парковые мосты и мостики, железнодорожные мосты и путепроводы, некоторые другие транспортные сооружения обслуживаются иными организациями, но их количество в общем числе искусственных сооружений Санкт-Петербурга, незначительно.