90 лет на службе Петербургу. К 90-летию Петербургского государственного бюджетного учреждения «Мостотрест»
(материалы доклада Богданова Г. И., проф. кафедры «Мосты» ФГБОУ ВО ПГУПС)

Одними из главных и всемирно известных достопримечательностей Санкт-Петербурга являются его реки и каналы, а также их гранитные набережные и мосты — большие невские разводные и многочисленные неразводные. Есть города, где протекают более глубокие и широкие реки, где больше каналов и водотоков, и где мостов так же больше, чем в Санкт-Петербурге, но, нигде они вместе не играют такой роли в формировании общего облика и атмосферы, как в Санкт-Петербурге. История строительства мостов, сооружения каналов, возведение набережных и иных сложных гидротехнических и искусственных сооружений — это история становления и развития отечественной инженерной школы, строительной и транспортной науки.

Не менее интересной и сложной является задача грамотной длительной эксплуатации и сохранения мостов и как элементов транспортной инфраструктуры, и как образцов и памятников инженерного искусства. В Санкт-Петербурге этим занимается специализированная организация Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие «Мостотрест», отмечающее в 2022 году свое 90-летие.

В строительстве петербургских мостов принимали участие крупнейшие отечественные инженеры и архитекторы. Именно им мы обязаны не только возникновением многих шедевров инженерной мысли, но и сохранением их для потомков. В городе с момента основания формировалась система надзора и ухода за мостами. В свое время сам Петр I строго спрашивал с генерал-губернатора Петербурга за исправность мостов. Долгое время за исправностью петербургских мостов следила полиция. В XIX веке этим стали заниматься городские выборные и административные органы — городская дума и управа.

Для эффективного ведения хозяйственной деятельности при городской управе были организованы исполнительные комиссии, курирующие сферы деятельности общественного управления. Техническо-строительный надзор осуществлялся созданным в 1872 году строительным отделением городской управы, в обязанности которого входила, в том числе, и эксплуатация мостов. В работе строительного отделения принимали участие такие известные специалисты, как М. Ф. Андерсин, В. А. Берс, А. П. Пшеницкий, А. И. Штукенберг. В качестве экспертов привлекались ведущие инженеры и архитекторы — В. П. Апышков, Н. А. Белелюбский, П. Н. Вознесенский, Ф. Г. Зброжек, Л. А. Ильин, Е. К. Кнорре, Г. Г. Кривошеин, С. К. Куницкий, Г. Н. Соловьев и другие.

Революционные события 1917 года и преобразование страны из Российской империи в Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (1918−1922), а с 1922 года — в Союз Советских Социалистических Республик, полностью изменили всю систему организации экономики страны, в том числе, в области строительства и городского хозяйства. Существовавший механизм функционирования хозяйства города первоначально был нарушен Первой мировой войной, а экономические и социальные эксперименты после 1917 года привели к его развалу.

После революции постепенно сложилась новая система содержания и эксплуатации городских мостов и набережных, которая в 1932 году была официально оформлена образованием Ленинградского Коммунального треста хозяйства мостов и набережных «Ленмосттрест». После многочисленных реформирований «Ленмосттрест», в настоящее время, превратился в современную высокотехнологичную организацию — Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Мостотрест», занимающееся всеми видами технического обслуживания подавляющего числа городских инженерных сооружений — мостов, набережных, транспортных развязок, водопропускных труб и других искусственных транспортных объектов. Некоторые искусственные сооружения, например, небольшие парковые мосты и мостики, железнодорожные мосты и путепроводы, некоторые другие транспортные сооружения обслуживаются иными организациями, но их количество в общем числе искусственных сооружений Санкт-Петербурга, незначительно.
Начало деятельности Мостотреста связано со строительством первого после 1917 года большого разводного моста — Володарского.
Это событие было знаменательным не только для Мостотреста, но и для города. Следующим, также выдающимся мостом в проектировании, строительстве и эксплуатации которого, Мостотрест принимал активное участие, стал мост Лейтенанта Шмидта.

Академик Григорий Петрович Передерий
Автор проектов и строитель мостов Володарского и Лейтенанта Шмидта
Автором проекта и строителем этих мостов был выдающийся советский мостостроитель, профессор, заведующий кафедрой «Мосты» нашего университета, в то время — Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта Григорий Петрович Передерий. Григорий Петрович активно сотрудничал с Мостотрестом в течение всего периода своего пребывания в Ленинграде.
Посещение строительства моста Лейтенанта Шмидта заместителем Совета министров СССР Н. А. Косыгиным (второй справа) На снимке (слева направо): 1 — автор проекта и главный инженер строительства Г. П. Передерий с сыном; 2, 3, 4 — представители районного комитета ВКП (б) и Исполкома Ленсовета; 5 — начальник строительства моста П. М. Токсубаев; 6 — заместитель Совета министров СССР Н. А. Косыгин; 7 — начальник управления Дорводмост М. И. Балашов
Наступившая Великая Отечественная война и 900-дневная блокада Ленинграда нарушила все планы дальнейшей нормальной жизни и работы. Многие опытные специалисты Мостотреста ушли на фронт, многие погибли в рядах народного ополчения и в осажденном городе от вражеских бомбардировок и обстрелов. Однако, несмотря на все трудности, голод и холод, Мостотрест выполнял все возложенные на него функции. Из сотрудников треста был создан батальон МПВО, который занимался оперативным устранением повреждений мостов. За время блокады не было никаких срывов установленных графиков разводок мостов. А повреждения в элементах важнейших и сложнейших объектах города — разводных мостах — было достаточно много, и некоторые из них были очень серьезные. От разрыва вражеской авиабомбы была повреждена кладка опоры разводного пролета Дворцового моста, в противовесные колодца стала поступать вода.
Также от разрыва авиабомбы произошло смещение одного из крыльев Екатерингофского моста через реку Екатерингофку. Для этого моста, первого в нашем городе моста откатно-раскрывающейся системы с неограниченным откатыванием, такое повреждение было почти фатальным, однако бригада специалистов, эксплуатировавшая мост, вместе с техническими работниками треста обеспечили приведение моста в работоспособное состояние, и мост еще длительное время работал как разводной.
Екатерингофский мост через реку Екатерингофку
Павильон управления Екатерингофского моста через реку Екатерингофку
Большой Крестовский мост через Малую Невку
В послевоенное время Мостотрестом решались задачи не только восстановления разрушенных и поврежденных мостов, но и дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры города. Через пять лет после окончания войны, список разводных мостов города пополнился еще одним уникальным мостом — Большим Крестовским через Малую Невку, где впервые в отечественной практике для разводного моста были применены фундаменты на высоком свайном ростверке и нестандартно решена проблема массивных опор разводного пролета.
Опора разводного пролета Большой Крестовский мост через Малую Невку
В этот период стала изменяться и структура объектов, находящихся под эгидой коллектива Мостотреста. Помимо традиционных мостов, труб и некоторых других гидротехнических объектов появились путепроводы, транспортные развязки, подземные и наземные пешеходные переходы. К этому следует добавить, что в ведении Мостотеста находится большое количество сооружений, являющихся памятниками истории, культуры, инженерной мысли.
Трехарочная композиция мостов в истоке канала Грибоедова у реки Мойки
Пантелеймоновский мост через реку Фонтанку
Работники Мостотреста тщательно следят за их состоянием и ревностно относятся ко всем конструктивно-технологическим операциям, проводимым в случае их ремонта или реконструкции.

Так, бережно сохраняются арочные чугунные мостов XIX века через малые петербургские водотоки, металлические арочные мосты начала ХХ века, железобетонные мосты 1930-х годов.
Железобетонный арочный Ново-Калинкин мост через Обводный канал
Правда, время берет свое, и, например, ушли в прошлое интересные, а, в отдельных случаях, уникальные механизмы разводки мостов Большеохтинского, Володарского, Лейтенанта Шмидта и особенно Дворцового, который мне всегда хотелось сравнить со швейцарскими часами. В значительной степени сохранились механизмы упоминавшегося Екатерингофского моста, и на этот, во многом, очень интересный мост, вполне можно проводить экскурсии.

И в довоенные годы, и в послевоенные годы, и в современный период Мостотрест претерпел множество преобразований и переименований. В настоящее время это Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Мостотрест». В структуру СПб ГБУ «Мостотрест» входят 74 специализированных отдела, участка и лабораторий, выполняющих полный комплекс работ по техническому содержанию искусственных сооружений.

Георгий Фёдорович Прогальский
Конечно, тот огромный сложный, многогранный и жизненно необходимый объем работ выполняется людьми — инженерами, техниками, рабочими. Именно им Мостотрест обязан всеми своими достижениями и успехами.

Во все времена в Мостотресте работали не просто высококвалифицированные и опытные специалисты, а, патриоты, преданные своему делу, своей специальности, городу и стране. Здесь хотелось бы назвать имена Петра Павловича Степнова, Виктора Алексеевича Тюхтина, Льва Сергеевича Кулибанова, Виктора Ивановича Ванинова и многих многих других.

Несколько слов хотелось бы сказать о руководителях Мостотреста, благодаря которым, слаженно трудится весь коллектив треста. Конечно, здесь нельзя перечислить их всех, хотя все они заслуживают памятных слов и уважения. Если говорить о более бликом нам периоде новой России, то, стоит начать с Георгия Федоровича Прогальского, питомца нашего университета, практически всю свою трудовую жизнь, связавший с Мостотрестом и с петербургскими мостами, руководившего трестом в 1987—1995 годах.

Юрий Александрович Петров

1948–2010
Георгия Федоровича на посту директора Мостотреста сменил Юрий Александрович Петров, руководивший трестом в 1995—2009 годах, тоже питомец нашего университета, много сделавший для развития транспортной инфраструктуры, горячий поклонник объединения мостовиков под эгидой Мостового братства.

Дмитрий Юрьевич Петров

Юрия Александровича сменил его сын, также воспитанник нашего университета Дмитрий Юрьевич Петров возглавлявший трест в 2009—2016.

Александр Леонидович Бурносов
В 2016—2019 трест возглавлял бывший депутат Государственной Думы РФ Александр Леонидович Бурносов, подполковник в отставке, закончивший Военно-транспортный университет железнодорожных войск.

Андрей Владимирович Кочин
В настоящее время трестом руководит питомец нашего университета, Кочин Андрей Владимирович.
90 лет — это и много, и мало. Думается, что для близкого и родного нам Мостотреста — этот юбилей означает необходимость продолжения активной творческой работы, направленной на благо нашего города и страны.